О попутчиках
Я люблю путешествовать и при случае с интересом слушаю рассказы своих попутчиков, их жизненные истории, мнения по разным вопросам. Иногда это не самые веселые сюжеты, а иногда – настоящий комедийный сериал. Такие наблюдения можно назвать микро-антропологией, которая позволяет как минимум посмотреть иначе на самого себя и сопоставить услышанное со своей жизнью. Не для того, чтобы поиграть в «мое лучше, чем твое», а для того, чтобы лучше познать себя.
Вчера в поезде разговорился в соседкой по купе. Очень интеллигентная женщина (ей 72 года, а выглядит максимум на 60) рассказала свою историю, которая больше похожа на добротный советский фильм. Родилась в Кемерово, комсомолкой поехала в Ташкент восстанавливать город после землетрясения 1966 года. (Почитал про это землетрясение в Википедии: центральная часть Ташкента была практически полностью разрушена, 300 тыс. человек из 1,5-миллионного населения оказались без дома, вместо восстановления разрушенных старых одноэтажных глинобитных домов на их месте были построены новые современные многоэтажные дома. Восстанавливали город всем СССР (в частности, усилиями таких вот комсомольцев и комсомолок, как моя попутчица), для чего понадобилось всего 3,5 года!). Там познакомилась со своим будущим мужем – он сварщик, она крановщица. После Ташкента поехали в Белгород, строить какой-то очередной завод, где и остались уже на всю жизнь. Кстати, один интересный эпизод про краны: уже будучи на поздних сроках беременности, но еще работая (это называлось «легкий труд»), заболела сменщица. Мастер в шоке, план горит, краном управлять некому, и наша героиня выходит на смену (и её никто не заставлял). Рассказывала, что было очень не просто с большим животом забраться в кабину (вы себе представляете строительный кран и его высоту?) и потом управлять им – ведь нужно постоянно нагибаться и смотреть вниз. И главное, никакого негатива, говорит с улыбкой и будто бы с радостью от этого воспоминания. 50 лет совместной жизни с мужем, трое взрослых детей, внуки, дача, пенсия 12 тыс. руб. за 35 лет трудового стажа.
Думаю, что это было поколение очень сильных людей, буквально через 30-40 лет все существенно изменилось. По крайней мере лично я рядом с этой женщиной почувствовал себя будто на голову ниже.