April 25, 2017

Эрик Хоффер «Истинноверующий»

Книга Эрика Хоффера «Истинноверующий» была издана в 1951 году и с тех пор её актуальность, пожалуй, только возрастает. Труд американского социального философа и самоучки представляет собой анализ природы возникновения массовых движений: при каких условиях они формируются, из кого состоят, какие этапы развития проходят. Книгу можно рассматривать и как инструкцию для создания массовых движений, но скорее как своего рода противоядие, защиту от них. Те особенности, которые выделяет Хоффер, свойственны всем типам массовых движений: религиозным, национальным, социальным и др.

Первая часть книги посвящена предпосылкам к возникновению массовых движений. В первую очередь стоит упомянуть жажду перемен, которая должна раздуваться с помощью страстной надежды и охватить неудовлетворенных настоящим.

Для того, чтобы броситься с головой в предприятие, связанное с большими переменами, люди должны быть крайне неудовлетворенными, не очень бедными и иметь такое чувство, что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождем или новыми методами, они получают доступ к источнику всесокрушающей силы. Одновременно они должны иметь преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего. И, наконец, они должны быть совершенно несведущими в трудностях, связанных с их предприятием. Опыт в этом случае – помеха.

Жажду перемен дополняет стремление к перевоплощению: массовое движение в своей активной фазе привлекает тех, кто стремится сдать, делегировать свое ненужное «я», тех, кто хочет новой жизни или хотя бы отождествления себя с каким-нибудь «священным делом». А вера в «священное дело» частично заменяет утраченную веру в самих себя.

Во второй части Хоффер проводит классификацию неудовлетворенных или потенциальных «истинноверующих», главными составляющими которой являются бедняки разных типов и неудачники. Их недовольство становится особенно сильным тогда, когда страдания терпимы, и человеку начинает казаться возможным полное благополучие. Так, Де Токвиль был поражен открытием того, что «ни в один из периодов после революции 1789 года национальное благосостояние Франции не улучшалось так быстро, как это было за 20 лет перед революцией». Крестьяне в России перед революцией владели третью всей обрабатываемой земли. Таким образом, по Хофферу, не страдания толкают на бунт, а аппетит, который приходит во время еды.

...главная страсть неудовлетворенных – «принадлежать» и что для удовлетворения этой страсти все средства хороши.

Третья часть книги содержит анализ факторов, способствующих самопожертвованию и объединению. Сознание непоправимо изуродованного «я» формирует главное желание – бежать от своего «я», – а это желание и проявляется в склонности к объединенным действиям и самопожертвованию. Хоффер пишет, что техника выработки готовности к борьбе и смерти состоит в том, чтобы отделить личность от ее внутреннего «я», т. е. чтобы не разрешать личности быть собой. Это достигается полным слиянием личности с коллективом или наделением ее воображаемым вторым «я»; или внушением ей презрения к существующему настоящему и устремлением ее на несуществующее будущее; затем – путем создания завесы, отделяющей личность от действительности и непроницаемой для фактов; или путем нарушения внутреннего равновесия индивидуума, разжигая в нем разные страсти.

Для того чтобы человек созрел для самопожертвования, он должен быть лишен своей индивидуальности и своих особенностей. <…> Наиболее прямой путь для этого – растворение личности в коллективном целом. Полностью ассимилированная личность ни себя ни других не считает за отдельных самостоятельных людей. Когда такого человека спрашивают: кто он такой? – тот автоматически отвечает, что он немец, русский, японец, христианин, мусульманин, член такого-то племени и семьи. У такого человека нет целей, ценностей и судьбы вне коллектива; и пока коллектив этот живет, живет и человек.

Самый доступный и наиболее объемлющий элемент объединения – ненависть. Ненависть отрывает и уносит человека от его «я», он забывает про свое благо и свое будущее и освобождается от мелочной зависти и корысти. Гейне говорил: то, чего не может сделать христианская любовь, можно добиться всеобщей ненавистью. Именно ненависть заставляет нас искать союзников, тех, кто ненавидит также, как и мы. Говоря о причинах ненависти, Хоффер отмечает, что в ней выражается усилие по подавлению собственной никчемности, вины и других недостатков. Это скрытое презрение к себе, перешедшее в ненависть к другим.

Мы знаем от Гитлера, лучшего знатока дьяволов, что гениальность великого вождя – это умение сосредоточивать всю ненависть против одного врага так, чтобы «под категорию этого врага попали самые разные противники».
Мы скорее ненавидим тех, кто справедливо недоволен нами, чем тех, кем мы справедливо недовольны.

Четвертую части своей работы Хоффер посвящает разным фазам массового движения и тем типам руководителей, которые необходимы для каждой из них.

...почва для массового движения подготавливается лучше всего «людьми слова». Выращивание движения требует характера и качеств фанатика, а закрепление движения – дело главным образом практиков, «людей действия».

«Люди слова» – это всевозможная интеллигенция, от священников до писателей и музыкантов, которыми движут личные мотивы и жажда признания. Хоффер упоминает фразу Наполеона: «Тщеславие сделало Революцию, свобода была только предлогом». Задачи «человека слова» – дискредитировать общепринятые взгляды, разжигая веру в сердцах тех, кому она необходима; составить доктрины и лозунги новой веры; подорвать убеждения «лучших людей общества».

Без фанатика массовое движение останется ненаправленным и превратится в бессмысленный и легко подавляемый бунт. Только фанатик знает сокровенное стремление масс к действию, но и основная угроза в том, что он не может вовремя остановиться. В качестве таких примеров Хоффер приводит Сталина и Гитлера.

Поэтому на смену фанатику должен прийти «человек действия». Обычно это означает окончание динамичной фазы массового движения и войны с настоящим. «Человеку действия» нужно не обновлять мир, а обладать им. Поэтому на данной фазе уделяется особое внимание администрированию и сохранению власти.

Итак, в основе любого массового движения лежит стремление потенциального «истинноверующего» сдать свое «я» какому-нибудь «священному делу». Стало ли меньше таких людей с середины ХХ века, времени написания этой книги? Вряд ли. Частично это стремление используется массовыми движениями нового типа, которые условно можно назвать хорошими – корпорациями, строящими свою деятельность по принципам «священного дела». В качестве доктрины здесь – слоганы и бренды, в качестве «истинноверующих» – покупатели-приверженцы и преданные сотрудники, а «люди слова», фанатики и «люди действия» то и дело мелькают на обложках «Форбс». Плохих массовых движений тоже не стало меньше – талибы, «исламское государство», националистические и радикальные движения в разных точках мира, в том числе в самом сердце Европы. Все это еще раз подчеркивает важность и актуальность проблемы, обозначаемой Хоффером – пока есть те, кто хочет сдать свое «я», найдутся и те, кто будет готов эти «я» собирать и использовать в своих интересах. И примеров этому достаточно.

Купить эту книгу на Озон.ру

Понравился пост? Поддержите автора на Patreon

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.