Калининград, Россия: прогулки по улицам, часть 2
В прошлый раз наша редакция кочевников-натуралистов начала рассказ о замечательном городе Калининграде (от «замечать», «заметный», что значит выделяемый среди многих других – незаметных – городов). Сегодня мы побродим по районам с сохранившейся довоенной застройкой, в которой даже через пластиково-сайдинговые улучшения все еще угадывается аутентичный архитектурный стиль.
Скульптурная композиция из двух больших фигур зубров (которая так и называется – «Борющиеся зубры») работы немецкого скульптора Августа Гауля, установленная в 1912 году перед новым зданием Верховного суда Восточной Пруссии. Зубры благополучно пережили войну, попутешествовали с места на место и вернусь обратно. В бывшем здании суда (которое на заднем фоне) теперь разместился технический университет, студенты которого поддерживают яркую, в буквальном смысле, традицию – красить к Пасхе гениталии зубров в красный цвет. Сколько в этой забаве скрытого и, скорее всего, неосознаваемого смысла, что доктор Фрейд что-нибудь точно написал бы по этому поводу.
Бывшее здание Имперской почтовой дирекции, а сейчас штаб Балтийского флота.
Немецкий поэт Шиллер. Рассказывают, что после взятия города, советские войска (советская знаковая система) начали с особым усердием бороться с символикой Третьего рейха во всех его проявлениях – памятники, бюсты и пр. (с национал-социалистической знаковой системой). И тут этот Шиллер стоит себе. К счастью, якобы, нашелся какой-то образованный красноармеец, который написал на памятнике «Это поэт», и тем самым уберег от разрушения. Уместным будет вспомнить балладу Шиллера «Торжество победителей» – вот небольшой, но актуальный на все времена фрагмент:
Всё великое земное
Разлетается, как дым:
Ныне жребий выпал Трое,
Завтра выпадет другим…
Кое-где даже оригинальная черепица и деревянные окна.
Но в целом дома «улучшены», исходя из имеющегося представления об улучшениях. Может быть, через пару поколений, что-то изменится.
Интеграция культур: старое постепенно уступает место новому – хаотичному, бессистемному, самодовольному. И в этом не просто быт или архитектура, это образ жизни, образ мысли, если угодно. Редакция блуждала по этим улочкам в расстроенных чувствах.
И в продолжение темы. Слева, новая культура, как бы говорит старой: «Я выше, я заметнее, за мной будущее, а не за вами».
Памятник Кутузову, что на улице Кутузова, в которую вливаются улицы Адмиральская, Бородинская и Нахимова, а сама она примыкает к проспекту Победы. Как правило, любые победители в первую очередь уничтожают следы побежденных. У замечательного философа Александра Пятигорского есть роман «Древний человек в Городе», сюжет которого разворачивается в неком Городе, историю которого пытается разгадать группа героев-ученых. Город был основан одним народом (керами), а затем другой, пришедший, народ (леды) вырезали первых, но зачем-то приняли их культуру. Или не приняли, или не леды вырезали керов, а керы ледов – тайна остается тайной. Так, наверное, через тысячи лет неизвестные археологи будут ломать голову над артефактами Кёнигсберга/Калининграда, пытаясь в культурных слоях откопать истину. Но, как говорил Генри Форд, «история – это более или менее чепуха», с чем, наверное, соглашался и А. Пятигорский со страниц своего загадочного романа. Событие актуально только в текущий момент, а через мгновение оно уже изменилось, как и изменилось сознание наблюдателей, а значит, и понимание предыдущего события становится недоступным.
Ну да ладно, что-то много философских рассуждений. Посмотрим на еще один сохранившийся район, только уже для богатых (как тогда, так и сейчас). Это, преимущественно, виллы уважаемых людей.
Квартиры тоже есть, и они довольно высоко ценятся.
Офис местного филиала сотового оператора «Теле2».
Самые большие виллы, как правило, передавались в муниципальное пользование, в основном, под детские сады. Все лучшее детям, как говорится.
К сожалению (но без удивления), количество денег не гарантирует кратного количества культуры у их владельцев. «Паркуюсь как хочу» – это не только про Москву (хотя тут с этим уже сложнее).
Встречаются даже такие артефакты.
С виду и не скажешь, что это Россия, если не вглядываться в детали.
Прекрасно все на этом фото: и логотип Олимпиады в Сочи (уже прошедшей на тот момент) на сером бетоне, и снеговик из крашеных «жопок» пластиковых полторашек, в пионерском галстуке, на каменном постаменте («время собирать камни»), в окружении облезлых горшков. Не подумайте, что редакция относится с осуждением к подобным инсталляциям, вовсе нет! Мы полны этнографического и культурологического интереса, мы видим себя исследователями, конечно, не такими как Бронислав Малиновский или Маргарет Мид, но все же.
В таких детских садах дети, наверное, сразу начинают говорить по-немецки.
Вместо трамвайных путей теперь парковка.
А в кирхе памяти королевы Луизы – театр кукол.
В центральном парке старички разворачивают шахматные баталии. Эх, страсти там кипят, скажу я вам.
Для тех, кто пошустрее и помоложе – панда-парк.
Любимая кофейня оказалась закрытой, но даже закрытой она стала нам любимой.
«Современная архитектура» – избитое, банальное определение, которое используется, когда матом ругаться нельзя, а сказать что-то по теме надо.
Дети будущего из европейского города ставят свою подпись под фразой Канта. Согласен, йоу.
Памятник желанию улететь куда-нибудь подальше с этой планеты.
Историческая преемственность: раньше здесь был какой-то пафосный немецкий ресторан, где всякие штурмбаннфюреры со своими фрау пили шнапс до утра. Кстати, к слову, местное ФСБ располагается в бывшем здании гестапо.
Сохранившееся немецкое здание бывшей страховой компании.
Самый старый стадион в России. С 1800 года на месте стадиона располагался парк «Флора». В 1892 году городской советник Кёнигсберга, банкир, доктор Вальтер Симон построил на этой территории и подарил городу спортивно-игровые площадки. Стадион после этого неоднократно перестраивался и расширялся. С 1933 года, прихода к власти Гитлера, он стал постоянным местом проведения парадов, шествий и митингов.
Здание калининградского драмтеатра, которое лишь незначительно пострадало во время войны.
Остановка. Сразу видно, что ты в культурном городе.
Калининградский деловой центр, где во времена Кёнигсберга располагался крупнейший железнодорожный вокзал Нордбанхоф (Северный вокзал).
Площадь Победы. Слева на фото – местный Храм Христа Спасителя. Справа сами знаете что.
Прямо за пробками, здание с синими прямоугольными башнями – Дом советов, неофициальный символ города. До войны на этом месте был Королевский замок, успешно разрушенный, а в 1970 начали строить эту красоту. Но что-то пошло не так, в 80-х почти готовое здание заморозили, сейчас оно пустует, к круглым датам его торжественно подкрашивают. Дискуссии относительно дальнейшей судьбы полярные: от восстановления Королевского замка до заселения дома Советов нуждающимися в улучшении жилищных условий. Традиционные российские крайности.
Ну и в качестве завершения – еще одно фото с острова Канта. Мир всем!
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.
Следующий пост будет посвящен национальному парку Куршская коса.