Рим, Италия: собор Святого Петра
В конце декабря Рим был хмур и неприветлив, встречая своих гостей мелким моросящим дождем. Но что нам дождь, если прилетели мы из Москвы, сжимающейся от сильнейших морозов. Хотелось архитектурных впечатлений, и первое место, которое было выбрано для посещения – Ватикан. Это странное государственное образование, приветливое на первый взгляд, и закрытое, если присмотреться получше.
Публичная часть Ватикана – Собор Святого Петра и площадь его же имени. На месте собора когда-то располагались сады цирка Нерона (о нем напоминает обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади). В проектировании и строительстве собора Св. Петра принимали участие поочередно почти все крупные архитекторы Италии, пока, наконец, в 1546 г. руководство работами не было поручено Микеланджело.
Начало римских каникул – вокзал Термини, когда приходит экспресс из аэропорта Фьюмичино.
Площадь перед собором Святого Петра немноголюдная, дождливая, украшенная жиденькой елкой.
Мы прибыли в Рим перед Новым годом, уже после католического Рождества, но все сценическое убранство этого праздника еще сохранялось в соборах и церквях. Такие композиции рождения Христа потом очень часто встречались, отличаясь друг от друга мастерством исполнения и размерами.
Как пишет Википедия, «Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления – здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства». И это правда.
На этой доске имена все Пап. Как видим, места еще много.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини – огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
В конце центрального нефа находится статуя св. Петра XIII в. Есть мнение, что статуя обладает чудодейственными свойствами, поэтому паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге. Но во время моего визита в собор доступ к этой святыне был ограничен, а паломников не наблюдалось – только любопытные туристы.
В первой капелле правого нефа справа находится шедевр Микеланджело – мраморная «Пьета». Он ее создал им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 (!) лет. Рассматривая эту скульптуру, мучался вопросом о том, какой же шедевр я сотворил в свои, на данный момент, 30?
Общая длина базилики 211 м. На полу центрального нефа есть отметки, которые показывают размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
В соборе очень много изображений ключей в разных интерпретациях, т.к. считается, что это место – ворота от рая. И ключики повсюду разбросаны очень кстати. Даже на полу.
Ну а если в рай не пустят, то ждет грешников такая вот незавидная участь, что популярно изображена.
Охраняет эти «ворота в рай» вся королевская рать могущественная швейцарская гвардия. Когда-то были еще дворцовая и дворянская гвардии, но их разгнал в 1970 году Папа Павел VI.
В очередную библейскую сцену на площади Св. Петра был почему-то добавлен манекен негра. Наверное, из соображений многочисленности негров в Италии толерантности. Знатоки истории религий могут подсказать, могла ли быть такая ситуация на самом деле.
За порядком на площади следит полиция, которая как правило выступает в роли information point, отвечая на различные вопросы туристов как пройти в библиотеку? Передвигаются они на компактном спорткаре электромобиле. Вообще, все итальянцы, да и европейцы, повернуты на экономии и экологичности. В этом я убеждался все больше по мере своего пребывания в Италии.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.