Путешествия / Travel
June 5, 2017

Рим, Италия: прогулки по улицам

Рим – вечный город, куда можно ездить вечно (если бы мы жили вечно) и видеть там каждый раз что-то новое, необычное, интересное. Вот и наша экспедиция, следуя формуле «в любой непонятной ситуации езжай в Рим», собрала скромные пожитки и отправилась на мартовскую неделю в город, тысячелетиями воспеваемый поэтами каждой эпохи.

В Риме постоянно что-то случается, но ничего не происходит.

х/ф «Вечная красота»

О каждом фото, сделанном в Риме, можно написать книгу, а то и несколько. Формат заметок этнографов-любителей имеет некоторые ограничения, поэтому придется сдерживать себя и излагать мысль лаконично.

Все известные места забиты туристами, среди которых большинство – китайцы (хотя сейчас везде так). Единственный способ избежать толпы – выходить гулять рано утром.

1.

Даже лошади устали от туристов.

2.

Рим прекрасен! Его не могут испортить и китайцы. И даже в этом водовороте людей всегда можно найти тихие, уединенные места.

3.
4.
5.

За каждым поворотом, в каждой улочке может быть что-то неожиданное и новое.

6.

Здесь история и величие Рима соседствуют с безмятежностью великой красоты.

7.
8.

Вот так приходят люди за свежими овощами и далеко не все знают, что происходило на этом месте 400 лет назад. 17 февраля 1600 года, после 6 лет тюрьмы, по решению святой инквизиции был подвергнут «наказанию без пролития крови» (проще говоря, сожжен заживо) Джордано Бруно. Иронично, что казнили его на площади Цветов (по-итальянски Пьяцца Кампо-де-Фьори). В 1889 году в центре площади поставили памятник Бруно.

На 400-летие смерти Джордано Бруно кардинал Анджело Содано назвал его казнь «печальным эпизодом», но указал на верность действий инквизиторов, которые «сделали все возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Все произведения Бруно были внесены в католический Индекс запрещенных книг и находились в нем вплоть до 1948 года.

9.
10.
11.
12.

«Пасквино» – народное прозвище статуи в Риме близ Пьяцца Навона, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определённых лиц, прикрепляли свои произведения. Отсюда происходит слово «пасквиль», которое вообще обозначает клевету, часто анонимную.

Статую нашли при перестройке дороги к Палаццо Орсини в 1501 году, а история её происхождения теряется в веках.

13.

История пьяцца Навона как одна из иллюстраций глубины римской истории. Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 году до н. э. первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 году он был расширен. Стадион длиной 275 метров и шириной 106 вмещал в себя 15 тысяч зрителей, был богато украшен произведениями искусства, по большей части в греческом стиле. На стадионе проводились соревнования по бегу, мета­нию диска, кулачные бои.

В Средневековье на уже бывшем стадионе открывается первая церковь, части трибун стадиона стали застраиваться домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для построек.

В августе 1477 года сюда был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года, когда его переместили на Кампо-деи-Фьори. На рынке, проходившем каждую среду, продавались овощи, фрукты и другие продукты питания.

В XVII веке площадь застраивалась в стиле барокко. В 1649 году Бернини строит фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск, найденный на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге. Два более старых фонтана – фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, тоже были перестроены Бернини. Окончательный облик они приобрели уже в XIX веке.

14.

История Пантеона, «храм всех богов», поражает еще больше. Этот шедевр периода расцвета архитектуры Древнего Рима был построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

15.

Дома интересной формы.

16.

Неповторимые улочки Рима.

17.

Сколько же всего видели воды Тибра.

18.
19.
20.
21.

Памятник императору Адриану, который стоит в парке Адриана, рядом с мавзолеем Адриана. Император задумывал строительство мавзолея для себя и последующих властителей Рима. Но судьба решила иначе: сразу после захвата Рима вестготами, прах Адриана рассеяли по ветру, а все ценное разграбили. Позднее мавзолей использовался римскими Папами как убежище от варварских набегов. В духе времени было соседство папских апартаментов с тюрьмой, где, в частности, и просидел 6 лет Джордано Бруно.

22.

Собственно, мавзолей Адриана (он же замок Святого Ангела). У стен замка снималась одна из ключевых сцен фильма «Римские каникулы» с Одри Хепбёрн в главной роли.

23.

Парк Адриана.

24.

Отличное место, чтобы полежать под теплым мартовским солнцем.

25.

Святая святых – собор Святого Петра. Крупнейшая историческая христианская церковь в мире, над созданием которой трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона.

Папа Юлий II приказал построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма. Это собор мы до сих пор и видим.

26.
27.

Площадь св. Петра полна всякого сброда (что не удивительно). Вот местные бомжи, у стены аккуратно собраны их вещи, чтобы днем не пугать туристов.

28.

Охрана Ватикана в надежных руках.

29.

Улицы, где почти нет туристов.

30.
31.
32.
33.

Очень интересный дом.

34.
35.

Современная церковь.

36.
37.

Эти орлы одинаково могут быть как древнеримскими, так и времен Муссолини. К сожалению, не удалось найти информацию об их происхождении. Располагаются они на Пьяцца Маццини.

38.

Чья-то уютная терраса.

39.

За пределами центра Рима Тибр выглядит как провинциальная речушка.

40.
41.

Вид на Пьяцца дель Пополо. До 1826 года эта площадь являлась местом публичных казней. В центре возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Он был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году.

Об Октавиане Августе стоит упомянуть отдельно, так как это одна из ключевых фигур Древнего Рима. Октавиан был приемным сыном Юлия Цезаря, и после убийства отца заговорщиками в сенате развернул обширную деятельность по возмездию убийцам – конфискации, убийства, репрессии и вот это все. Затем были два десятка лет укрепления власти, борьбы с политическими противниками, которые в итоге закончились в 31 году битвой при Акции, где Октавиан победил своего прошлого союзника Антония и египетскую царицу Клеопатру. Затем последовал захват Египта, самоубийства Антония и Клеопатры (на всякий случай были также убиты их совершеннолетние дети), после чего уже некому было мешать Октавиану.

Октавиан вернулся в Рим триумфатором и миротворцем. Через 10 лет он принял почетное имя Августа и уже окончательно оформляется принципат как образ правления. Август становится «первым человеком в сенате» (принцепс — «первенствующий [в сенате]»), «авторитетом превосходящем всех, властью же равный товарищам по должности». На монетах чеканились слова «Возрожденная республика», в речах прославлялись гражданские доблести, Рим отстраивался, хозяйство налаживалось, границы укреплялись, Август готовил по древним обрядам «столетие торжества», знаменующие конец смут и начало века возрождения. В это же время по просьбе (ну или по заказу) Августа самый известный поэт Рима Вергилий пишет свою «Энеиду», в которой он излагает историю возникновения Рима и его мировое предназначение (со скромным упоминанием самого императора Августа).

42.
43.

Рим прекрасен, даже если ничего о нем не знать, но он он становится тем прекраснее, чем больше мы о нем узнаем.

На сегодня все. До встречи в эфире!

Понравился пост? Поддержите донатом.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.

В следующий раз расскажу о садах Вилла Боргезе.

Все посты о Риме: