Рим, Италия: галерея Боргезе
Галерея Боргезе – самая известная и труднодоступная галерея Рима, настоящая сокровищница культурных ценностей Италии. Появилась она благодаря знатному роду Боргезе, чье название и носит до сих пор. Первый этаж музея посвящён скульптуре, где, в частности, представлены выдающиеся работы Бернини. На втором этаже размещена картинная галерея, состоящая из работ голландских, фламандских, французских, немецких и испанских мастеров и богатая коллекция итальянских художников XVI-XVII веков, включая Веронезе, Корреджо, Рафаэля, Тициана, Рени, Чезаре Сесто, Винченцо Камуччини.
Как нельзя объять необъятное, так нельзя рассказать в формате поста все интересное о галерее Боргезе. Поэтому ограничимся 2 основными героями – самим Шипионе Боргезе и его подопечном, гениальном Бернини. Поверьте, это уже целая история.
Шипионе Боргезе родился в 1577 году в семье Франческо Каффарелли и Ортенсии Боргезе и вначале носил фамилию Каффарелли. У отца не было средств оплачивать обучение Шипионе, и за его учёбу средства вносил дядя по материнской линии, Камилло Боргезе (будущий папа римский Павел V). После 1605 года, когда Камилло Боргезе взошёл на папский престол, он достаточно быстро присвоил Шипионе звание кардинала, что давало ему право использовать имя и герб Боргезе. В годы правления Павла V кардинал Боргезе обладал огромной властью в качестве секретаря папы и главы ватиканского правительства. От своего имени и от имени папы Шипионе собирал многочисленные налоги и сборы, приобрёл огромные участки земли для семейства Боргезе.
Кардинал Боргезе, прославившийся как меценат и неутомимый коллекционер искусства, благодаря своей должности «кардинала-племянника» мог скупать за бесценок или конфисковывать произведения искусства. Так «Снятие с креста» Рафаэля было вывезено из Перуджи, а «Мадонна Палафреньери» Караваджо была перевезена из собора Святого Петра. Шипионе Боргезе был одним из главных покровителей и заказчиков Джованни Лоренцо Бернини. Можно по-разному относится к его методам собрания коллекции, но, возможно, благодаря именно им мы и можем видеть все эти сокровища мирового искусства.
В 1613 году кардинал принимает решение о строительстве виллы Боргезе, куда можно было бы поместить всю его внушительную коллекцию. На склонах холма Пинчо по проектам архитекторов Вазанцио и Понцио было возведено здание дворца, а рядом разбит великолепный парк в английском стиле.
После смерти Шипионе здание галереи было реконструировано. В XVIII веке его перестроили в стиле классицизма, а на рубеже XVIII и XIX столетий под руководством Антонио Аспруччи группа художников украсила залы дворца, придав каждому из них собственный стиль. В начале XX века галерея Боргезе была выкуплена правительством Италии, а уникальная коллекция предстала перед глазами широкой публики.
Попасть в галерею не так просто: количество посетителей в день лимитировано, время пребывания ограничивается 2 часами. Лучше всего купить билеты заранее на сайте.
Внутри галереи – будто на другой планете. Все заботы и тревоги жизни забываются, остается только чистое созерцание человеческого гения. Самое простое, что можно там сделать – это смотреть и удивляться, а самое сложное – понять хотя бы что-то из увиденного. Вероятно, отличительная черта цифровой эпохи – спешка и клиповое сознание. Увидел, сфотографировал, выложил в инстаграм, отметился – done. Но что стоит за всей это красотой? Какой контекст той исторической среды ее породил? Каков авторский замысел?
Джованни Лоренцо Бернини называли вторым Микеланджело. Его талант еще в раннем возрасте заметил Шипионе Боргезе, и под его покровительством Бернини проявил себя в полной мере. Скульптура «Эней, Анхиз и Асканий» – одна из четырех шедевров мастера. Это кажется невероятным, но Бернини начал работу над ней в 20 лет и всего за год ее завершил.
Сюжетом является история из «Энеиды» Вергилия (она уже упоминалась в прошлой заметке, как ключевое художественное произведение Рима), повествующая о легендарном герое Энее, который вместе со старым отцом Анхисом и своим сыном, маленьким Асканио, успел покинуть Трою после её взятия греками. После многолетних скитаний, Эней прибыл в Италию, где, объединившись с латинами, они основали города Лавиний и Альба Лонга, положив в будущем основание Риму.
Данная скульптура, пожалуй, первая работа Бернини, где так ярко выражен скульптурный психологизм, своего рода стилистическая эволюция. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Анхис символизирует старое, родное отечество; Эней – сильного и молодого лидера новой цивилизации, а Асканио – застенчивого ребёнка, маленькую искорку, зажигающую новую жизнь. Все трое охвачены эмоциями собственной драмы – можно почувствовать страх Анхиса, мужество Энея и слабую надежду кучерявого Асканио.
У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). Естественные позы также говорят о многом. Застывшее движение особенно хорошо смотрится у Энея, держащего своего отца Анхиса – расположение его мышц и сухожилий очень натурально, а колено согнуто именно так, как и должно выглядеть при давлении подобного веса.
«Похищение Прозерпины» – еще одна гениальная работа Бернини, созданная им в 23-летнем возрасте. Скульптура представляет собой изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Громадная чудовищная фигура бородатого Плутона показана в схватке с нежной, женственной Прозерпиной. Их тела соединены в резко асимметричном сочетании и в столь же резком масштабном противопоставлении. Исход схватки очевиден: силы слишком неравны, но скульптурная группа изображает всё же не победу Плутона, а момент борьбы и сопротивления.
Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. Ему хватило одного взгляда, чтобы воспылать любовью и осознать, что всё его счастье зависит от обладания этим очаровательным юным созданием. Много раз до этого он пытался склонить разных богинь и нимф к тому, чтобы они разделили с ним трон, но все они отвергли эту честь и отказались жить в подземном мире, где никогда не появляется солнце, не поют птицы и не растут цветы. Оскорблённый и обиженный постоянными отказами, Плутон, вместо того, чтобы вежливо попросить Прозерпину стать его женой, решил прибегнуть к хитрости. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира.
Церера начала искать пропавшую дочь. Её сердце разрывалось от боли, а по щекам струились слезы. Богиня забыла о своих дневных обязанностях. Природа увядала. Дождь не освежал завядшие цветы, злаки погибли от нестерпимой жары, травы высохли, а Церера всё бродила по горам и равнинам в поисках дочери. Опасаясь, что жизнь на Земле может прекратиться, Юпитер приказал Плутону возвращать из подземелья Прозерпину к матери. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мёртвых, и половину – в царстве живых.
Когда Прозерпина возвращается к Церере начинается весна, небо становится голубым и солнечным, появляется зелёная трава, расцветают цветы, поют птицы. Богиня, счастливая оттого, что любимая дочь снова с ней, радостно и старательно выполняет свои обязанности, и земля в изобилии родит свои плоды. Но когда Прозерпине приходит время уходить к Плутону – Церера печалится, наступает осень и природа увядает.
В 24 года Бернини начинает работу над «Аполлоном и Дафной». Сюжетом скульптуры является широко известный мифологический эпизод. Купидон, обиженный презрительным отношением со стороны Аполлона, решил показать ему свою силу и власть над сердцами богов и смертных. Он пронзил сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, другую же стрелу – убивающую любовь – он пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать. Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее.
Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал, взмолилась Дафна о помощи к отцу своему Пенею и матери богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила её. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Кора покрыла её нежное тело, волосы обратились в пышную листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями. Дафна превратилась в лавровое дерево. Долго стоял опечаленный Аполлон перед деревом, в которое превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень! Будь вечно молодой!».
Реальность нежной, тёплой, шелковистой кожи Дафны, лёгкость мягких завитков волос и грубой древесной коры переданы настолько контрастно и вещественно, что приковывают внимание своей иллюзорной действительностью. Бернини достигает этого благодаря виртуозному владению резцом, а также тщательной полировке мраморной поверхности, что стало подлинным новаторством и существенно расширило реалистические живописные возможности скульптуры.
А это бюсты кардинала Боргезе, выполненные Бернини. По центру бюст папы Павла V, а картины с усатым юношей выше – автопортреты мастера.
Конечно, ограничение на 2-часовое пребывание в галерее – форменное издевательство, но и хороший стимул вернуться сюда вновь и вновь. Познавать искусство можно бесконечно, потому что в этом часть познания себя.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.
В следующий раз начну рассказывать об очередной поездке в Грузию.