Путешествия / Travel
February 13, 2012

Лондон, Великобритания: транспортная система

Когда-то в Лондоне были похожие проблемы, что и сейчас в Москве – перегруженный транспортом центр города, пробки, огромные потери времени. Но сейчас это уже является практически историей благодаря ряду мер: ограничение въезда автомобилей в центральную часть, развитие автобусного сообщения и метро. Этот пост посвящен основным видам транспорта Лондона и их функционированию.

Итак, начнем с такси. Одним из символов Лондона является знаменитый black cab. Само слово «кэб» берет начало в середине XIX века, когда появились открытые двухколесные повозки – кабриолеты, или сокращенно кэбы, а самих извозчиков звали кэбменами. Стоит отметить интересный факт: в 1906 году в Лондоне выходит первый свод правил для общественного транспорта. Этим документом достаточно строго регламентируется и деятельность такси. Одним из требований при выдаче лицензии на частный извоз был радиус разворота автомобиля в 25 футов (около 7,6 м). Это серьезные показатель и на сегодняшний день.

В 1958 году на свет появился знаменитый Austin FX-4, который со временем стал для всего мира олицетворением английского такси. Легендарная машина 39 лет сходила с конвейера в различных модификациях, одних только двигателей на FX4 устанавливалось семь. Всего было выпущено более 75 000 FX-4, такие такси сегодня составляют около 80% всех кэбов Соединенного королевства.

1.

Сегодня стоимость английского кэба, сходящего с конвейера London Taxis International, составляет £25 000–35 000 при общем годовом объеме выпуска чуть более 2500 машин. Это автомобили необычные во всех отношениях. Срок эксплуатации, предусмотренный производителем, – 10–12 лет, пробег – 800 000 км, и это при жесткой непрерывной эксплуатации. Реально же английские кэбы ходят по миллиону километров, многие служат уже более 25 лет.

Что касается стоимости поездки, то black cab являются самыми дорогими – это наценка за легендарность и за обладание лицензии на право подбирать клиентов на улице. Другие такси, обладающие лицензией только на вызов по телефону и более низкими ценами, не остановятся на улице ни при каких обстоятельствах – это чревато огромными штрафами.

И кстати, чтобы получить право на извоз, недостаточно заплатить большие деньги, надо еще выдержать сложный экзамен на знание Лондона. Поэтому водители настолько хорошо знают город, что практически не пользуются навигаторами.

Перейдем к следующему виду транспорта, самому массовому – метро. Благодаря рекламе одного российского банка в 90-х гг. многие помнят, что в 1861 году в России отменили крепостное право, а в Лондоне открыли первую линию метрополитена, хотя официальной датой начала лондонского метро является 1863 год (кстати говоря, фактическая отмена крепостного права была тоже в 1893).

То, что метрополитен самый старый – является его значительным минусом: изношенный коммуникации, частые поломки и как следствие нарушенный график движения. Те, кто живет в Лондоне, очень жалуются на нестабильность работы метро. Хотя обычный турист как правило этого не замечает.

Интересный факт: первые туннели были проложены открытым способом. Улицы раскапывали на глубину до 10 метров, клали рельсы, строили каменные арки, затем всю конструкцию обкладывали кирпичом и мостили улицу заново. Главным недостатком такого способа была многомесячная остановка движения по улицам, где велись строительные работы.

2.

Город поделен на 6 зон и стоимость поездки зависит от того, откуда и куда вы поедете. При долгом прибывании в Лондоне рекомендую купить карту Oyster – карта для оплаты всех видов транспорта, расплачиваться которой выгоднее, чем покупать отдельные билеты.

Примерно так выглядит обычная платформа метро – аскетично, просто, ничего лишнего.

3.

Зона турникетов. Кстати, кассы как явление есть, но в основном все покупают билеты или пополняют Oyster через специальные терминалы (пресловутое стремление к автоматизации и сокращению дорогого человеческого труда). Бабушки в кабинках у эскалаторов тоже отсутствуют.

4.

Проголодался? Хочешь пить? Специально для этого прямо в метро можно найти Kiosk.

5.

Навигация в метро грамотная, но лично мне потребовалось понять ее логику. Для построения маршрутов и определения длительности поездки я пользовался одним из бесплатных приложений для iPhone.

Перейдем к следующему виду транспорта – автобусу. Красные даблдекеры, двухэтажные автобусы, также являются одним из символов Лондона. Но помимо этого они – один из самых удобный видов транспорта. В Большом Лондоне расположено более 18 тысяч автобусных остановок, на которых вам не придется ждать автобуса более 5 минут.

6.

Белый фон и красный знак на указателе обозначает, что эта обязательная остановка, то есть автобус останавливается всегда, когда в нем есть свободные места. Второй тип остановки – по требованию. На указателе наоборот фон красный, а знак белый. Чтобы автобус забрал вас, нужно просто вытянуть руку.

Карта с маршрутами на каждой остановке.

7.

Автомат для продажи билетов. В автобусе их купить нельзя. Все сделано для экономии времени.

8.

Информационный столб.

9.

Сами автобусы. Кстати, можно встретить как суперсовременные Iveco, так и Routemaster послевоенного производства (это уже скорее для экзотики).

10.

Внутри на первом этаже.

11.

И на втором, вид с самых козырных мест.

12.

Самый экологичный и полезный транспорт – велосипед. Лондонцы ездят как на своих великах, так и на арендованных. Велопарковки Barklays расположены по всему городу. Обычная схема использования такая: приехал из пригорода в Лондон на электричке, взял на ближайшей парковке велик, поехал на работу, оставил велик на ближайшей к офису парковке, купил кофе или сандвич в Pret A Manger и пошел работать.

13.

Удобно и недорого: стоимость проката на 1 день – 1 фунт. И полезно для здоровья. Но на самом деле о здоровье думают во вторую очередь, а в первую – об экономии. Потому что велик – это тупо выгодно. А сэкономленный фунты можно успешно потратить в пятницу в пабе.

Для велосипедистов выделены специальные полосы.

14.

В тоже время места, где кататься нельзя, тоже обозначены специальными знаками.

15.
16.

Ну и напоследок поговорим о пешеходах. На короткие расстояния лучше всего ходить пешком, потому что Лондон – это очень красивый и интересный город, поэтому всегда есть что посмотреть. Тут тоже все сделано для людей. Чтобы не заблудиться, на любой остановке карта, а в туристических районах и вот такие указатели.

17.

Чтобы переходя улицу вас не снес даблдекер, на каждом перекрестке вот такие надписи.

18.

На регулируемых переходах надо нажать вот такую кнопочку, чтобы загорелся зеленый. Очень грамотно придумано, дабы не останавливать автомобильное движение без повода. Все это – часть одной системы по борьбе с пробками.

19.

Ну и для тех, кто любит экзотику, можно зафрахтовать вот такой транспорт.

20.

Парочка полезных ссылок по теме:

история лондонского метро (старые карты, фотографии составов разных лет)

история лондонского автобуса

Ну вот и все на сегодня. Надеюсь, было интересно. До встречи в эфире!

Понравился пост? Поддержите донатом.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.

Следующий пост будет посвящен музею науки.

Перечень постов о Лондоне: