Лондон, Великобритания: Британский музей
Британский музей – один из крупнейших музеев мира. Он был основан в 1753 г. в Лондоне на основе частных коллекций известного медика и собирателя редкостей сэра Хэнса Слоуна и графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая стала основой Британской библиотеки. В музее собраны памятники истории и искусства, вывезенные англичанами в разное время из разных стран, зачастую на очень сомнительных основаниях. Так, например, Греция и Египет до сих пор требуют вернуть им часть экспонатов, но безуспешно. Вообще, на мой взгляд, сама концепция музей была призвана продемонстрировать величие Британской империи. Можно утверждать, что империи уже нет, но вот ее наследие, да и сильное влияние на многие процессы в мире, остались.
Музей открыт для публики в 1759 г. Современное здание музея расположено в Вест-Энде, районе Лондона, и построено известным архитектором «греческого возрождения» Р. Смёрком в 1823-1847 гг. в «неогреческом стиле» – с колоннадой ионического ордера и портиком с треугольным фронтоном в центре главного фасада.
Но попасть в музей можно не только через центральный вход.
Начнем экскурсию с очаровательных мумий.
В нумизматическом отделе собраны монеты и медали различных стран и эпох, включая древнегреческие, древнеримские и персидские, а также коллекцию короля Георга IV. Есть даже до боли знакомые купюры.
Посетителям музея был предложен занимательный квест – a history of the world in 100 objects: в разных отделах вот такими информационными панелями были дополнительно выделены экспонаты, имеющие особую культурную ценность. Вот несколько из них.
Mold Gold Cape или Пелерина из Молда – изделие из цельного листа золота, датируемое примерно 1900-1600 гг. до н. э. Относится к бронзовому веку Европы. Обнаружена в г. Молд, графство Флинтшир, северный Уэльс, в 1833 году.
Статуя буддисткой богини Тары, датируемая 700-750 гг н.э., найдена на Шри-Ланке.
Hoa Hakananai'a Easter Island statue – моаи (каменная статуя из спрессованного вулканического пепла) с острова Пасхи.
Вообще там куда не посмотри – везде предметы особой культурной ценности. Ко многим из них, для удобства транспортировки в Англию, приходилось применять варварские, но необходимые меры – разрезать на части и «склеивать» после доставки.
Похоже на собранные пазлы, не имеющие цены.
Понять, в каком зале находишься можно с помощью таких вот наглядных указателей.
В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера. Его наиболее известные проекты: Сити-холл и мост Миллениум в Лондоне, купол рейхстага в Берлине, международный аэропорт Гонконга. Кстати, он еще и зарубежный почетный член Российской академии художеств.
Что же, посмотрим еще несколько экспонатов.
Зал, который меня больше всего впечатлил – это, конечно, греческий. Очень двоякое чувство возникает, когда ты видишь экспонаты в музее и был в том месте, где они когда-то находились. Речь в том числе о печально знаменитых мраморах Элгина, снятых лордом Т. Б. Элджином с Парфенона в Афинах. Сам он, между тем, мотивировал свои действия желанием спасти драгоценные осколки античности от губительного воздействия времени, равнодушного отношения местного населения и от возможных в будущем военных действий. Греческое правительство требует возвращения этих ценностей и по сей день.
Ну и напоследок пример самокритики – это демонстрация информационного плаката с изображением одного из древних дворцов в Ираке – до вторжения «демократической» коалиции и после.
Ссылка на официальный сайт Британского музея – http://www.britishmuseum.org/
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.