Шэньчжэнь, Китай: тяжелый авианесущий крейсер «Минск», ч. 1
Уже в процессе детального изучения информации о Шэньчжэне я с удивлением узнал, что в одной из бухт города находится тяжелый авианесущий крейсер «Минск» – когда-то гордость советского военно-морского флота. Сейчас это музей и популярный аттракцион для китайской публики. В этом посте я расскажу о непростой судьбе корабля и его текущем состоянии.
Заранее прошу прощения у специалистов за возможные терминологические ошибки. Итак, «Минск» – это тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, а позже – ВМФ России. Разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. Помимо «Минска» было создано еще 3 крейсера: «Киев», «Новороссийск» и «Баку» (переименован в «Адмирал Горшков»).
«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Minsk» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).
В конце 80-х гг. условия базирования «Минска» из-за недостаточно развитой береговой инфраструктуры флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка крейсера к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении крейсеров «Минск» и «Киев», их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественного спуска Военно-морского флага они были расформированы.
В конце 1995 г. «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Некоторые источники говорят, что сумма сделки составила всего порядка 1,25 млн. долл. Но затем крейсер был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd уже за 5 млн. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка в Шэньчжэне. Сейчас это музей и аттракцион, основные посетители – китайцы.
Вход. Стоимость билета, кстати, не самая низкая. Если не ошибаюсь, то она составляла 350 юаней (1750 руб.).
Но зарабатывать надо не только на входных билетах. Поэтому на «Минске» везде работают сувенирные лавки. Ассортимент очень разный. Например, маникюрные наборы, матрешки и игральные карты.
Т.к. крейсер это еще и музей, то также по стенам размещено множество фотографий экипажа – на службе и отдыхе.
Модная тема – трехмерные изображения, с которыми многие фотографируются.
Выйдем на палубу (она же ВПП для самолетов).
Техника в печальном состоянии.
Обратите внимание на текст – подобных ляпов не пересчитать. Но т.к. основная публика китайская, то для них правильность написания русских слов не столь важна.
Гордо развевающийся на ветру флаг КНР.
Вернемся снова внутрь. Что такое «preparation manipulation part» я не понял, но судя по всему, это радарная или диспетчерская.
Сохранность приборов, учитывая судьбу «Минска», достаточно высокая.
Служебное место авиадиспетчера.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.
Следующий пост будет посвящен продолжению рассказа об авианесущем крейсере «Минск».