Шэньчжэнь, Китай: тяжелый авианесущий крейсер «Минск», ч. 2
Итак, продолжу рассказ о тяжелом авианесущем крейсере «Минск», который китайцы по сути спасли от распила на металлолом и переоборудовали в музей и аттракцион. Безусловно, обстоятельства продажи крейсера на лом за смешные деньги даже для 90-х гг (1,25 млн. долл.) должны когда-нибудь стать предметом исследования историками. Да хотя сколько всего было продано – не перечесть. «Минск» – это всего лишь один из ярких эпизодов.
Как я уже говорил в первой части, на «Минске» очень много фотографий экипажа. Все-таки это еще и музей. Удивительно, но китайцы ответственно подошли к вопросу, ведь фотографии еще надо было найти.
На крейсере работает несколько фотостудий, которые за небольшие деньги сделают снимок в «форме», либо нанесут изображение на кружку, футболку и пр. Также на «Минске» можно провести свадебную церемонию или ее часть.
В определенные часы происходит показательное шоу, которому сложно придумать даже название. В общем, под музыку несколько бравых «моряков» с карабинами ходит по палубе строевым шагом (мне, как человеку, служившему в армии, такой строевой шаг кажется просто нелепым и смешным, но китайцы не привередливы).
Коллекция вымпелов тоже улыбнула. Чего тут только нет: от красноярского горкома ВЛКСМ до RUSSIA.
Можно ознакомиться с условиями отдыха и быта экипажа. Каюта матросов. Сложно судить, насколько она соответствует реальности.
Обратите внимание на расписные подносы.
Якорь, с которым все фотографируются. Никакого отношения к «Минску», думаю, не имеет.
Вот настоящий якорный отсек (не знаю, как правильно называется эта часть судна).
Вес только одной цепи – 200 тонн.
Календарь неясного происхождения.
Далее экспозиции музея вперемешку с сувенирными и художественными лавками.
Ну вот, собственно, и все. Отдельно расскажу о судьбе других крейсеров проекта 1143.2 ВМФ СССР:
«Киев»: в 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота (место дислокации – ЧФ), после – разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.
В 2011 году авианосец «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель. На чудесное превращение было потрачено около $15 млн. Сегодня отель-авианосец уже принимает гостей. В «Киеве» 148 номеров разной категории, оформление которых совсем не напоминает дизайн военного корабля. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов. В номерах стоит массивная мебель, полы устланы мягкими коврами. Ванные комнаты украшены мрамором. Есть в новом отеле и номера президентского класса, площадь самого просторного из них – 400 кв. м. Подробнее – здесь.
«Новороссийск»: в июне 1993 г. командованием ВМФ России было принято решение о разоружении ТАКР «Novorossiysk» и исключении его из состава флота в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 31 августа 1994 г. он был расформирован и поставлен в бухте Постовая (Совгавань) на отстой, а в январе 1996 г. продан за 4.314 млн. долларов южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом и отбуксирован в п. Чусан (Южная Корея).
«Баку» (позднее переименован в «Адмирал Горшков»): продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.
Следующий пост будет о Шэньчжэне с высоты и завершит серию публикаций об этом городе.