Бурятия, Улан-Удэ: прогулки по улицам, часть 2
Этот пост посвящен продолжению прогулок по Улан-Удэ. Расскажу об истории возникновении города, названия, покажу его исторический и современный облик.
В последние годы стало популярным изучение бурятского языка.
Первоначальное название Улан-Удэ – Верхнеудинск. В прошлом – это острог и место ссылки бунтовщиков, среди которых были и декабристы (Яков Андреевич, Александр Муравьев). А также прибежище беглых крестьян и арестантов, раскольников-старообрядцев и тех, кто конфликтовал со столичными властями.
В 1666 году русский казачий отряд под руководством Гаврилы Ловцова поставил на высоком берегу, в устье реки Уда, избу для сбора ясака с местного населения и назвали его «Удинским казачьим зимовьем». Выбор места был продиктован благоприятными природными условиями, удобным стратегическим расположением. Так началось развитие поселения.
А пока взглянем на прекрасные балконы: даже при редких случаях остекления сохраняется изначальный декор.
К 1700 году город имел «население более 300 душ мужского пола». Население города занималось торговлей, хлебопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей. Буряты, кочевавшие по долинам Уды и Селенги, постепенно усваивали навыки земледелия, перенимали некоторые более совершенные орудия производства и виды ремесел. К 1735 году Удинск был переименован в Верхнеудинск.
Гулять по старой части города одно удовольствие, так как сохранилось множество старых домов и их оформление. Состояние зачастую печальное, но лучше уж так, чем никак.
В 18-19 веках город стал застраиваться, появляются частные каменные дома, принадлежащие богатым купцам. Строились гостиные ряды, торговые лавки, обороты ярмарок увеличились, появляются небольшие промышленные предприятия по переработке и выделке кожи, мыловаренные, салотопенные, стекловаренные заводы.
Несмотря на преимущественное исповедание буддизма, многие в Бурятии все еще являются приверженцами старых вероисповеданий.
Шаманизм в Бурятии имеет очень длинную и интересную историю. Его считают одной из древнейших религий мира, которая начинает свое рождение вместе с появлением людей.
Главная идея шаманизма заключается в существовании сил природы, душ предков, множественности богов и божеств. А шаманы – это земные люди, умеющие управлять духами, чтобы обрести счастье и отвести от себя и людей беду.
На крошечном кусочке земли пересекаются следы нескольких «измов»: шаманизма, буддизма и коммунизма.
В центре города уже виден натиск «цивилизации» в виде таких вот «человейников».
Но в целом жилая застройка малоэтажная, со своим местным колоритом.
Памятник Доржи Банзарову – первому бурятскому ученому. Но основное образование он получил в Казани, а работал преимущественно в Иркутске. Бурятский государственный университет был основан лишь в 1932 году, а с 1958 года носит имя Доржи Банзарова.
Еще один ракурс Триумфальной арки.
На местном Арбате играют музыканты.
По городу ездят автобусы с цитатами Путина.
Вид на главный железнодорожный вокзал города. В конце XIX века город Верхнеудинск считался отсталой окраиной Российской империи. В местной промышленности преобладали кустарные мелкотоварные производства. Согласно переписи 1897 года большая часть местных жителей была занята в сельском хозяйстве. Мощным толчком для развития города и края стало строительство Транссибирской железной дороги, предполагающее активное транспортное строительство и освоение новых земель в Сибири. Современное здание пассажирского вокзала сдано в эксплуатацию в 1938 году.
Прекрасный вид на закат и новостройки.
Из интересных находок – эстонское пиво в местном супермаркете. Можно только представить, какой путь оно проделало.
Ну а мне пора собираться домой.
В аэропорту шикарное мозаичное панно.
Очень мало места и много пассажиров.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поддержите донатом.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм.
Следующий пост будет посвящен поездке по республике, преимущественно по Баргузинскому району: покажу поселки и деревни, тайгу, домики охотников, горные ручьи и реки.